Рубрики
Поиск по сайту

Империя ацтеков

Появившиеся на берегах оз.Тескоко на Мексиканском нагорье в начале XIV в. ацтеки долгое время оставались маловлиятельным племенем. В неприветливой озерной и болотистой области новопереселенцы заложили около 1370 г. город Теночтитлан (на месте нынешнего Мехико).


До захвата испанцами там проживали 100 000 — 300 000 человек, город был одним из крупнейших не только древней Америки, но и всего мира.

Начало подъема ацтеков связано с правлением короля Ицкоатля (1440), возглавившего союз трех городов — Тескоко, Тлакопана и Теночтитлана против господствовавшего тогда в районе Мехико племени тепанков. Война (1427—1433) закончилась распространением могущества Теночтитлана на большую часть мексиканской территории; союзные города формально считались равноправными, но на деле их жители имели гораздо меньше прав и льгот, чем ацтеки, а население совместно покоренных земель было обязано платить ацтекам тяжелую дань, причем не только продуктами, но и людьми.

Общество и религия ацтеков

Империя ацтеков достигла относительной целостности экономики и политики. Обширные области сохраняли независимость. Основной единицей социальной организации общества были общины, они же вносили налоги. Земля принадлежала общине, члены которой обрабатывали и использовали ее, причем культура земледелия была у ацтеков и подчиненных им народов достаточно высокой: они знали технику дренажа и умели выращивать на осушенных землях кукурузу и картофель (в то время как каналы служили превосходными транспортными артериями). Ацтекское общество делилось на касты, в зависимости от происхождения и деятельности населения. Господствующая прослойка (которой, в отличие от простолюдинов, была дозволена полигамия) состояла из родовой и служилой знати. Естественно, родственники царя, некогда выбиравшие его ацтекские старейшины (легенда приписывает Ицкоатлю не только военные победы, но и уничтожение древних ацтекских хроник), вожди покоренных племен, жрецы находились на разных общественных ступенях. Простые общинники были более однородной массой, но среди них также выделялись более и менее богатые и влиятельные. Отдельными общественными группами были ремесленники, не порывавшие, впрочем, окончательно с сельским хозяйством, и купцы, нередко выполнявшие роль военных разведчиков (и после победы боевые действия занимали существенное место в жизни ацтеков). Очень небольшую часть населения составляли рабы — как правило, люди, попавшие в рабство за долги или преступления, которые работали в хозяйстве и прежде всего были заняты в перевозках.

Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю — обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту па людей, удов, удовлетворяя аппетиты своих божеств.

Смысл этого обычая лежит скорее всего, в очень сильной диспропорции между численностью ацтеков и покоренного населения: требовалось постоянно держать покоренных в страхе, а ацтеков — в боеспособном состоянии. Идеологическое обоснование не заставило себя ждать. Испытанное политическое объединительное средство – заимствование божеств у покоренных народов — способствовало тому, что ацтекский пантеон, в центре которого стояли бог солнца и бог дождя, был чрезвычайно обширным. А поскольку на небесах обитало много богов, требовалось и много человеческих жертв.

Конец империи ацтеков

Легкость, с которой сравнительно небольшое войско испанцев под командованием Эрнана Кортеса захватило империю ацтеков, можно объяснить многими причинами.

С точки зрения военной техники испанцы со своим железным и огнестрельным оружием имели преимущество над индейцами, вооруженными лишь каменным и деревянным оружием. Кроме того, ацтеки при правителе Монтесуме II (правил в 1503—1520) поначалу не знали, как следует вести себя по отношению к иностранцам. Монтесума поначалу не оказал сопротивления Кортесу, приняв его за белого бога Кецалькоатля, о возвращении которого говорило древнее пророчество. Ореол божественности испанцев был развеян, когда в 1520 г. ацтекам удалось выгнать их из Теночтитлана. Но, к счастью для испанцев, в решающий момент подоспели индейские войска, которых послали на помощь испанцам традиционные враги ацтеков — покоренные ими народы.

Империя инков

Одновременно с империей ацтеков в Южной Америке возник другая держава — государство инков. К концу XV в. оно достигло пика своего развития. В состав его входили территории современных Перу, Боливии, Северо-Западной Аргентины и Южного Эквадора. Инки из долины Куско (Южное Перу), одно из самых многочисленных андских племен, с середины XV в. стали расширять свои владения и подчинили себе мощные государства с богатыми традициями, например Чиму на северном побережье Перу. Государство инков было жестко централизованным. На верху социальной лестницы стоял божественный король, чтимый как сын солнца (Сала Инке — Единый Владыка). Верхняя господствующая прослойка состояла из родственников властителя, членов некоролевского рода из долины Куско и вождей покоренных народов.
Основу общественной пирамиды составляли родовые крестьянские общины, землю в которых делили заново почти каждый второй год. Ремесленники работали только на государство. Оно было монополистом в торговле. Господство инков основывалось на принципах безденежного обмена услугами и перераздела земли. Очень действенна была практика переселений: непокорные племена сгоняли с их территории и отправляли за многие километры на худшие земли; на их место приходили послушные колонисты – это делало инкское общество еще более дробным, а государство более мощным и бюрократическим. Покоренные народы могли поправить, свое положение, если участвовали в новых захватнических походах. Это значительно увеличивало силу армии инков.

Некоторым представителям неинкских племен разрешалось стать инками по привилегии – они могли проколоть себе уши особым способом и называться инками, однако их правовое положение все равно оставалось более низким, чем инков. Государственная политика создания запасов (государственных резервов) предотвращала голод в империи; оросительные постройки и террасные поля повышали производительность сельского хозяйства. Все население, обязанное платить дань, было разделено по возрасту и по разрядам для облегчения отбора на общественные работы (военная служба, работа на государственных и храмовых землях). Вмешательство государства могло распространяться и на выбор мужа, потому что женщины платили дань лишь после заключения брака. И в империи инков для высшего господствующего слоя сохраняла силу полигамия, в то время как для остальных народов – моногамия.

О всепроникающем контроле в инкском обществе свидетельствует следующий факт: знаменитый Куси Юпанка, сумевший за несколько лет уничтожить и построить заново по определенному плану свою столицу Куско, согнав туда ремесленников со всех Анд, провел также перепись населения; в соответствии с десятичной системой все подданные Куси Юпанки были разделены на группы, в каждую из которых входило по 10 семей, и, причем на 10 000 хозяйств должно было приходиться ровно 3333 контролирующие персоны. Прекрасные дороги (почти 16 000 км) и налаженные средства коммуникации облегчали и деятельность чиновников, и маневренность армии, в которой в качестве тяговой силы использовали лам.

Возведение культа солнца в ранг религии и распространение языков инков – кечуа – укрепили объединение империи.

Конец империи инков

Захват могущественной империи инков 183 испанцами, возглавляемыми Франсиско Писарро, был бы немыслим, если бы не кризис в самом государстве.

Конкистадоры (так назывались испанские дворяне, выбравшие участь воинов-профессионалов на службе у короля, или те, кто пожелал вложить капитал в легкие и доходные завоевания; сами конкистадоры тоже нередко были вкладчиками) были искушены в покорении индейцев на Карибских островах и в Мексике. Они умели играть на противоречиях среди индейцев и знали, что эти противоречия и борьбу за власть проще всего спровоцировать физическим уничтожением вождя. Испанцам сыграла на руку только что закончившаяся в 1532 г. гражданская война между верховным правителем Хуаскаром и его двоюродным братом Атауальпой, в результате которой к власти пришел Атауальпа. Писарро заманил его якобы для переговоров, взял в плен (нояб. 1532) и заставил инков собирать золото на выкуп Сына Солнца, которого в июле 1533 г. уже умертвили. В том же году был захвачен г. Куско, хотя отдельные восстания индейцев на входившей в инкскую державу территории продолжались не одно десятилетие.

Ранние культуры

Наши знания о древнейших культурах на территории Латинской Америки крайне ограничены. От времен инков и ацтеков остались письменные свидетельства, появившиеся в период завоеваний конкистадоров, а также созданные потомками индейских правителей, но прежде всего оказавшимися в Америке католическими монахами и священниками (особенно известна История Индий епископа Бартоломео де Лас Касаса). О более древних временах мы знаем лишь благодаря археологическим памятникам.

Самые цивилизованные районы Древней Америки — территория нынешней Мексики и Центральные Анды: их первые культуры датируются тысячелетиями до нашей эры. Широко известна цивилизация майя, народ которой по непонятной причине покинул свои расположенные на полуострове Юкатан города приблизительно в X в. н.э., однако именно потомкам майя пришлось сопротивляться испанской колонизации. Предшественницами государства ацтеков в Центральной Америке были цивилизации тольтеков, Теотиуакан и другие культуры. Наиболее известные культуры Центральных Анд — Чавин, Паракас, Наска и Мочико.

Испанская колонизация

Уже через год после открытия островов Вест-Индии Христофором Колумбом испанская корона потребовала подтверждения папой римским (1493) своего исключительного права на открытия в Новом Свете. Заключив в 1494 г. Тордесильясский договор, испанцы и португальцы разделили Новый Свет на сферы влияния. Демаркационная линия проходила приблизительно по 49-му меридиану. Однако этот договор показался слишком тесным обеим сторонам (португальцы, вопреки ему, смогли завладеть Бразилией), а после кругосветного путешествия Магеллана потерял смысл.
Более 20 лет базой испанской колонизации служили Карибские острова, откуда лишь изредка совершались разведывательные экспедиции (во время одной из них, в 1503, европейцы пересекли Панамский перешеек и открыли Тихий океан). Сообщения о сказочных запасах золота и серебра народов, живших на материке, привлекли конкистадоров во внутренние районы Центральной и Южной Америки. Но в то же время острова уже были истощены в хозяйственном отношении. В течение одного десятилетия конкистадоры почти полностью истребили население островов, поэтому уже в 1503 г. туда привезли первых негров-рабов. Причиной гибели местного населения, что позже повторилось и на материке, стали заразные болезни, завезенные европейцами, и раздел земли вместе с проживавшими на ней индейцами между испанскими колонистами. Совершенно неготовые к изматывающим работам, при жесточайшем отношении к ним конкистадоров индейцы быстро вымирали. Против чрезмерной эксплуатации индейцев выступила церковь; в 1537 г. появилась даже булла папы римского, провозгласившая индейцев людьми и запретившая обращать их в рабство. Все больше распространялась система попечений, по которой конкистадор обязан был во вверенном ему округе проповедовать христианство, осуществлять суд, защиту и опеку индейского населения. Приблизительно в середине XVI в. завершилось создание административной организации. Возникли королевства Новая Испания (1535) и Перу (1542); соответствующим центральным ведомством в Испании был Индейский совет. В 1573 г. термин «конкистадор» был официально устранен из делового испанского языка.

Leave a Reply

Авиабилеты в Мексику